Тонирование стекла автомобиля (или тонировка) – это изменение его цвета и проницаемости для света посредством нанесения специальных материалов или добавления красящих добавок в процессе производства. Тонировка выполняется для защиты глаз водителя и пассажиров от ярких лучей солнца и слепящего света фар встречных автомобилей, для уменьшения нагревания салона машины в летнее время, а также для придания ей стильного внешнего вида.
Виды тонирования авто
Существуют несколько видов тонировки стекол автомобиля, отличающихся используемыми материалами и способом нанесения на поверхность стекла. Все они имеют разные характеристики, достоинства и недостатки. Рассмотрим их поочередно:
Вакуумное напыление
Этот способ тонирования применяют производители автомобилей, используя отлаженную технологию. На поверхность наносится тонкий слой металла при помощи вакуумного, плазменного напыления. Одновременно с напылением в стекломассу, при производстве автомобильного стекла, могут добавлять тонирующие добавки. Напыление выполняется до установки его в авто. Стеклу придаются разные оттенки цвета, а поверхность становится немного зеркальной. Светопроницаемость стекла, при данном виде напыления, остается достаточно высокой, а затемнение, чтобы удовлетворить нормативные требования в разных странах, обычно не превышает 25%. Покрытие получается прочное, не царапается, и не требует замены. Этим способом тонируются большинство иномарок и полностью соответствует ГОСТам.
Тонировка пленкой
Среди автомобилистов этот способ один из самых популярных. Пленка наносится на поверхность стекла без его демонтажа и не требует сложного оборудования. Технология нанесения пленки несложная и отнимает не более 3-4 часов. Изготавливают пленку на основе термопластмасс, полимеров или силиконов. Их можно подобрать по цвету, степени прозрачности и толщине. Одноразовые пленки держатся на стекле при помощи клейкого слоя. Недавно на рынке появились многоразовые силиконовые пленки. В них нет ни грамма клея, на стекле они держатся при помощи вакуумного и статического притяжения. Для хорошего сцепления с любой пленкой стекло перед оклейкой должно быть вымытым и высушенным. Перед нанесением на стекло, любая тонировочная пленка смачивается в мыльном растворе на основе дистиллированной воды. При этом, вода и воздух из-под пленки, вытесняются при помощи специального резинового шпателя.
Безвакуумная тонировка
Сегодня почти не применяется из-за несовершенства безвакуумной технологии напыления, применяемой в кустарных условиях. На поверхность стекла при помощи плазменного напыления наносится тонкий слой металла. Но качество кустарного нанесения значительно уступает заводскому. Стекло становится похожим на зеркало, при этом напыление легко поддается царапинам, не выдерживает воздействия моющих средств и даже протирочных материалов. Появляется матовость, радужные эффекты, в местах обогрева стекол шелушение. Этот метод тонировки из-за большого количества минусов почти перестал использоваться. Единственным его достоинством была низкая цена.
Электронная тонировка
Высокотехнологичный способ, основанный на использовании электрохромных или жидкокристаллических материалов. В них входят кристаллы, которые меняют свой угол наклона в зависимости от напряжения тока. Стекла меняют прозрачность простым нажатием на кнопку пульта или консоли управления. Этот способ тонировки появился недавно и стоит пока еще очень дорого. Существует два способа электронного тонирования:
• Замена заводских стекол авто на трехслойные стекла, во внутренний слой которых встроены токопроводящие волокна
• Нанесение электрохромной тонирующей пленки и подключение к электросистеме
Автоматическая тонировка с использованием двойного стекла
На автомобиль устанавливается двойной стеклопакет, в котором наружное стекло затонировано. Их можно опускать поочередно, при необходимости использовать одно, незатемненное стекло или поднять второе. Двойной стеклопакет можно установить только на двери авто.
Преимущества тонировки стекол авто
• Автомобиль выглядит стильно и привлекательно, цвет и оттенок стекол можно выбрать в соответствии с цветом лакокрасочного покрытия
• Тонированные стекла защищают глаза от света фар, яркого солнца, искрящегося белого снега и бликов. Управлять автомобилем более комфортно
• Салон автомобиля укрыт от посторонних взглядов, сложно разглядеть его внутреннюю комплектацию или увидеть вещи, оставленные в салоне
• Защита салона автомобиля от выгорания под солнечными лучами, увеличение срока службы всех обивочных материалов
• В зимние морозы уменьшается замерзание стекол, они реже покрываются инеем, так как темное стекло частично поглощает солнечные лучи
• В летнее время салон авто на 45-50% меньше нагревается лучами солнца и находиться в нем комфортнее
• Зимой в салоне лучше сохраняется тепло, в зависимости от способа тонировки от 4% до 40%
• Тонировка пленкой повышает безопасность авто, так как во время удара по стеклу осколки остаются на ней
Недостатки тонировки
• Слишком темная тонировка уменьшает прозрачность и усложняет обзор для водителя в темное время суток, особенно при отсутствии уличного освещения. Поэтому затемнение лобового стекла запрещено
• Тонировка меняет оптические свойства стекла, при определенной степени освещенности могут появляться блики.
• Автомобили с тонировкой намного чаще останавливают инспекторы ГАИ. Такие автомобили чаще вызывают у них подозрения и желание проверить светопропускную способность тонировки
• В случае аварии правильность тонировки проверяет страховая компания, и незначительные отклонения от ГОСТа могу стать причиной невыплаты страховки.
• При поездках за границу могут возникнуть сложности из-за несоответствия тонировки законам страны
• У водителей с небольшим опытом вождения или без привычки к тонировке вождение в ночное время становится более опасным
• Неправильно подобранный оттенок или частично отклеившаяся пленка портят внешний вид автомобиля
Важность выбора качественной пленки и правильного нанесения
Большое значение имеет качество пленки для тонирования и правильное ее нанесение. Качественная пленка красиво выглядит и обеспечивает защиту от ультрафиолета. Дешевая подделка быстро повреждается и отклеивается. Она неправильно отражает и преломляет свет, не защищает от ультрафиолетовых лучей, и в расширенные от затемнения зрачки их попадет больше. Кроме этого, она быстро теряет привлекательный вид и требует замены. При плохом качестве клеящего слоя она быстро отваливается, клей может плохо пахнуть и выделять вредные вещества. Плохая пленка выгорает под воздействием солнечных лучей за один сезон. Стекла становятся просто мутными, без способности защитить от тепла и яркого света.
Тонировка стекол автомобиля в неприспособленном помещении или без соблюдения всех правил получается некачественной. Выполнять тонировку необходимо в чистом помещении без намека на пыль, с регулярной влажной уборкой. Для выполнения оклейки стекол используют дистиллированную воду и специальное мыльное средство. Для работы с пленкой нужна ровная, гладкая, водостойкая поверхность. Наносить ее нужно на очень чистое стекло, разравнивать при помощи упругого резинового шпателя. При выполнении работы в плохих условиях или неправильной технологии нанесения пленка не продержится долго.
Какая тонировка разрешена
До 1992 года были запрещены все виды тонировки, кроме промышленной окраски при производстве и напылении, сделанном на заводе-изготовителе. Сегодня она разрешена, можно самостоятельно наносить напыление и оклеивать стекла автомобиля пленками снаружи или со стороны салона. Но, после тонирования светопроницаемость должна соответствовать требованиям ГОСТ 5727-88. Нормативы включены в Технический регламент о безопасности транспорта.
Нормы прохождения света через стекла авто согласно ГОСТ:
• Для лобового не меньше 75%
• Для боковых передних не меньше 70%
Другие нормативы:
• Светопроницаемость остальных стекол автомобиля не ограничена нормами, но машина должна быть оборудована необходимыми зеркалами заднего вида
• Светопроницаемость способность затемняющих полосок в верхней части лобового стекла - не ограничивается. Ширина полосы допустима не больше 25 см
• Запрещено наносить зеркальные полосы на ветровое стекло
• Тонирование автомобильной оптики, такую как фары, фонари и зеркала, не регулируется
• Стекла с заводской тонировкой не должны влиять на правильное восприятие таких цветов: белый, голубой, зеленый, желтый, красный
• Тонировка стекол с электрообогревом не нормируется, они могут быть полностью непрозрачными при наличии зеркал заднего вида с обеих сторон авто
Прохождение техосмотра
Правила дорожного движения запрещают устанавливать предметы или наносить покрытия, которые уменьшают обзорность или прозрачность стекол. Согласно ГОСТ 5727-88 допускается прозрачность 75%, но через обычное не затонированное ветровое стекло проходит 70-80% света. Поэтому затемнить его можно только не больше, чем на 5%. По этой причине лобовое стекло обычно не тонируют. Боковые стекла без пленки пропускают 70-90% света, что тоже не оставляет запаса для их тонирования. Поэтому, разрешенной тонировки ветрового и передних боковых стекол не существует.
Обычно используют тонирующие пленки с затемнением минимум 30%. Производятся и менее затемненные пленки, но они практически незаметны, никакого ощутимого эффекта не дают. Поэтому они не востребованы и практически не встречаются. Прохождение техосмотра с тонировкой ветрового и передних боковых стекол становится проблематичным. Большинство водителей стараются снять пленку до прохождения техосмотра и установить новую после получения талона.
Остановка на дороге инспектором ДПС
Даже если вы недавно прошли техосмотр и получили талон о его прохождении, это не спасает от проведения прореки, возможного штрафа и принуждения к удалению тонировки. Инспектор ДПС имеет право остановить вас и проверить прямо на дороге степень светопропускания при помощи тауметра. Измерения должны проводиться исправным прибором. Вы имеете право потребовать прохождение проверки в соответствующих, согласно с правилами, условиях и в присутствии двоих свидетелей. В течение 10 дней вы можете написать заявление и потребовать повторную проверку.
Немного о тауметре
Для измерения процента прохождения света используют прибор под названием «Блик». Тауметр раз в год проходит контроль и получает соответствующее свидетельство и опечатывается. Свидетельство хранится в отделении, и инспектор не должен его предъявлять, вы можете проверить только наличие пломбы. Если ваша машина уже проходила проверку, возите сертификат в машине, чтобы предъявлять в случае остановки. При проведении процедуры необходимо внимательно отнестись к следующим моментам:
• Напряжение питания тауметра. Оно должно находиться в пределах 11,4-12,6 В
• Влажность воздуха. Слишком низкая влажность в дождь или туман влияют на точность показаний
• Температура воздуха. Тауметр работает точно при температуре не ниже -10˚С
• Время суток не имеет значения, освещенность не влияет на точность результата
• Показания табло. Цифры покажут процент пропущенного света, а не процент тонирования
Возможно ли задержание из-за тонировки?
Вас могут задержать на срок до 3 часов, при этом должны оформить протокол с указанием причина задержания. Целью задержания моет быть правильность оформления и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Могут ли изъять талон о прохождении техосмотра?
Если у инспектора возникнут подозрения относительно подлинности талона, он имеет право его изъять. При этом он обязан составить специальный акт об изъятии с указанием причины и срока, который скрепляется подписями и печатью.
Выводы и следствия
Тонировка заднего и задних боковых стекол и полоска в верхней зоне лобового стекла разрешена. Могут применяться все виды, от оклейки пленкой до напыления
Тонировка лобового и передних боковых стекол, которая заметна внешне, незаконна. Она может стать причиной неприятностей, таких как остановка, задержание, изъятие документов и штраф
Доказать, что светопроницаемость соответствует ГОСТу, можно только на станциях, где проводят техосмотр
Размер штрафа, который вам могут выписать в случае нанесение тонировки и эксплуатации автомобиля в запрещенном состоянии составляет на сегодняшний день 500 рублей
Чтобы сделать тонировку авто качественно и с соблюдением всех требований, лучше обратиться в специализированный автосалон
Но главное не в этом, а в безопасности всех участников дорожного движения. Делая тонировку стекол авто, не забывайте об этом
Тонировка авто в Москве
Автосалон «Индивидуал-дизайн» выполняет качественную тонировку стекла автомобиля пленками, а также тюнинг кузова и салона авто, и антигравийное бронирование автомобилей в Москве и Московской области. У нас работают опытные мастера и талантливые дизайнеры со стажем работы больше 10 лет. Мы используем пленки только от известных брендов, качество которых подтверждено международными сертификатами: LLumar, Ultra-Vision, American Standard, Armolan, Sun Control. С нашими работами и отзывами клиентов вы можете познакомиться на сайте. Мы будем рады вашему визиту!